Перед вами из конструктора LEGO собрана модель аэродинамической машины Ломоносова. Вместо пружины используется электрический двигатель.
12 декабря 1754 года* на заседании Санкт-Петербургской академии наук великий русский ученый Михаил Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата — прообраз современного вертолета.
Предназначенная для изучения атмосферных явлений, модель поднялась на два десятка метров. Это было первое в мире документированное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Как известно, еще Леонардо да Винчи сделал чертеж аппарата, который должен был вертикально подниматься в воздух с помощью затейливо изогнутых лопастей. Но бумажная абстракция таковой и оставалась, пока Ломоносов не создал модель «аэродинамической машины» со встроенной часовой пружиной. Михайло Ломоносов задолго до официально признанных изобретателей геликоптера построил и испытал аппарат в России. Правда, Леонардо да Винчи ещё в 1475 г. писал о возможности построить геликоптер, но Ломоносову эти работы Леонардо, обнародованные только в конце XVIII столетия, не были известны.
Винты «аэродинамической машины» Ломоносова приводились в действие часовой пружиной, помещенной в коробку. Однако мощности пружины было недостаточно для того, чтобы модель могла подняться вверх самостоятельно. Ученому пришлось пойти на хитрость. Уравновесив модель при помощи груза, перекинутого через блок, подвешенный к потолку, Ломоносов запустил пружину и модель взлетела.
Скорее всего, другие исследования занимали все время Ломоносова и не дали ему возможности довести до «желаемого конца» постройку геликоптера, но приоритет Ломоносова в этом изобретении несомненен.